|
Звучит песня Виктора ТРЕТЬЯКОВА:
Дубль первый. Дай Господь. Я закона не нарушу.
Выкорчевываю душу, запрессованную в плоть.
Мне сегодня казнь приснилась, и душа со мной простилась,
А потом у пьедестала птицей черною летала.
За грехи, видать, за несмиренье получил
такое оперенье.
Пятый дубль - прощальный взор,
Бабий крик и толпы напор.
Крупным планом пошел топор.
Мотор!
На экране мелькают кадры: тюремный двор, молельня, человек в арестантской робе со свечой... Фильм из серии «Люди как люди». Именно с него началось творческое сотрудничество Андрея РОЖКОВА со студией «Элитекс».
Родился в Москве. В начале 60-х родители переехали в Зеленоград. Окончил 609-ю школу, затем - Московский институт связи. Около 20 лет работает на телевидении - электромехаником, инженером, режиссером монтажа.
При слове «монтаж» у меня сразу всплывают ассоциации -сидит человек с ножницами, режет пленку на кусочки, затем эти кусочки склеивает... Я ошиблась, наверное, на целый век. Уже давно мощная электронная аппаратура преобразовала этот процесс. Знания, техническое мастерство тут требуются немалые. Но не только. Прежде всего, это творчество. Хороший монтажер как скульптор - из кучи отснятого материала выбирает необходимое в соответствии со своим художественным замыслом. Из одного и того же материала можно сделать разное. Все зависит от внутреннего мировоззрения.
- Я не люблю «чернухи» и «порнухи». Стараюсь показать человека с его лучшей стороны.
Андрей не только первоклассный монтажер, но и режиссер. Очень любит работать с людьми. И все фильмы, которые делает, так или иначе связаны с человеком, с его душой, мировосприятием. Вот и фильм о тюрьме, по замыслу, должен был открывать цикл передач под названием «Люди как люди». Это фильмы о тех, кто живет рядом с нами, чья профессия - нести добро, кто ходит «по лезвию ножа»: пожарные, врачи «скорой», милиция. К сожалению, отсутствие средств не дало реализовать эту идею. Но элитексовцы не теряют надежды. Так, возможно, в скором времени появится фильм о муниципальной милиции.
Еще одно «детище» Андрея Рожкова - викторина «Элитекс-приз».
- Надоело смотреть по телевизору насилие, убийства, - говорит Андрей. - Сейчас даже детские компьютерные игры построены на том, чтобы кого-нибудь убить. Знаю, что не у одного меня ностальгия по нашему старому доброму кино.
Ведь если отбросить политические моменты, кино это было хоть и наивным, но имело хорошую нравственную основу.
Я вообще очень сентиментальный человек. Из меня легко «выжать слезу». Есть фильмы, которые из-за этого не могу смотреть. Например, работы Леонида Быкова «Аты-баты шли солдаты» и «В бой идут одни старики».
Вообще, отношение к войне у Андрея трепетное.
- Несмотря на то, что об этом много говорили и писали, не покидает ощущение недосказанности. Мы в долгу перед теми, кто погиб и кто остался жив, - считает он.
Как дань памяти появился фильм «50-летие Победы» удивительно добрый и светлый. По словам Андрея, отношение это передали ему родители и бабушка с дедушкой.
- Также стараюсь воспитывать своих ребят.
Сыновей у Андрея трое. О семье разговор особый. Жена телевизионщика как жена офицера. Разница лишь в том, что та постоянно ждет мужа с учений. На студии же есть святое слово «эфир».
Последнее время они работают вместе. Она стала редактором телевикторины «Элитекс-приз»: подбирает фильмы, составляет вопросы, пишет тексты - работы хватает.
- Если бы лет пять назад мне сказали, что я буду работать вместе с собственной женой - ни за что не поверил бы, - признается Андрей. - Всегда считал, что муж и жена не должны работать вместе. Мы можем спорить до утра.
Я человек бесконфликтный, обычно стараюсь уступать. Но если это нужно для программы, настаиваю на своем.
Еще одно увлечение Андрея - театр. В свое время занимался в Щепкинской студии. Восемь лет проработал в редакции литературно-художественных программ.
- Это была превосходная школа. И я не знаю, состоялся бы я как профессионал, если
бы у меня ее не было.
Мне приходилось работать практически со всеми режиссерами московских театров и со многими актерами, такими звездами как Фаина Раневская, Ростислав Плятт. Хотя я не люблю слова «звезда». Эти люди были, прежде всего, уникальным, неповторимым явлением. Сейчас назвать таких я, к сожалению, не могу.
Сейчас любовь , к театру реализовалась в режиссуре. Работа с актерами, с ведущими - тот же театр, та же, игра, перенесенная на экраны ТВ.
Сейчас Андрей монтирует передачи «Шесть песен на бис», «Кто есть кто», «Персона Грата», «Смехопонарама».
Но постепенно «хобби» - работа на «Элитексе» - перерастает в основную,-так как требует все больше времени.
- А настоящее хобби есть?
- Спать, - улыбается Андрей. - Обожаю книги. Но сейчас ни читать, ни перечитывать нет времени. Обо всех книжных новинках меня информирует жена.
Несмотря на свой немалый стаж и богатый опыт Андрей не перестает учиться.
- Если использовать только свой багаж - хватит на 2-3 передачи, не больше. Поэтому должно идти постоянное накопление. Я учусь буквально у всех. Как ребенок - отовсюду впитываю информацию.
- Где сложнее работать: на ЦТ или здесь?
- Конечно, в маленьких студиях работать сложнее: ответственности гораздо больше. Там, если что, не найдут. А здесь с этими людьми живешь в одном доме, ходишь в один магазин, ездишь в одном автобусе. На улице узнают. Звонят, если найдут ошибку.
К свои ошибкам Андрей строг, а вот к чужим - снисходителен. Признается, что это иногда мешает.
Но к работе отношение скрупулезное, прямо-таки благоговейное. Поэтому высоко ценит профессионалов в любой области.
- А вообще, чем известнее, чем талантливее человек, тем проще с ним общаться. У какой-нибудь уборщицы амбиций может быть больше, чем, предположим, у Тихонова или Мордюковой.
Судя по тому, что общаться с Андреем легко и приятно, человек он талантливый и не амбициозный.
- Телевизионщики сами себя считают ненормальными, - улыбается Андрей. - Нормальный человек всего этого не выдержит. Мозг работает постоянно. Я вижу не просто сны, а кино. Многое из того, что воплощаю затем в реальности, приходит во сне. Самое интересное, что без этой работы уже просто не можешь. День-два, и чувствуешь, что начинаешь «киснуть».
Может, это и заставляет, имея интересную работу на ЦТ, просиживать сутками в крошечной студии (она же «аппаратная» и комната в 3-комнатной квартире) и творить свои фильмы о зеленоградцах.
Инна ЮНИСОВА
|
|